8 (8152) 27-50-24

 

Компания "Лавна"

г.Мурманск, ул.Старостина, 4

Наш телефон: 27-50-24

E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 

Освещение в торговом зале

Более 80% информации об окружающей среде человек получает посредством зрения; свет – возбудитель органа зрения, первичного чувствительного канала для получения этой информации. 

В эргономике обычно пользуются следующими фотометрическими  понятиями:

- световой поток, измеряемый в люменах (лм) 

- освещённость – мера количества света, падающего на поверхность от  окружающей среды и локальных источников, измеряется в люксах, один люкс (лк) равен 1 лм/м.кв. освещаемой поверхности; 

- яркость – фотометрическая величина, соответствующая психологическому ощущению светимости, определяется освещённостью, умноженной на коэффициент отражения, который является отношением отражённого светового потока к падающему световому потоку. 

Эти понятия, сведённые в эмпирические комбинации (приёмы освещения), позволяют проектировщику реализовать основные цели организации освещения в помещениях: 

- обеспечить оптимальные зрительные условия для различных видов деятельности; 

- содействовать достижению целостности восприятия среды и эмоциональной выразительности интерьера. 

Оптимальное освещение на рабочем месте характеризуется следующими основными параметрами: 

- уровень освещённости; 

- распределение освещённости; 

- направление светового потока; 

- распределение тени; 

- отсутствие зон блёскости (бликов); 

-  цвет света (светового потока) 

- цветопередача (точность восприятия цвета объекта в зависимости от цвета света). 

В зависимости от назначения освещение может быть общим, местным и комбинированным, а также рассеянным, направленным, отражённым. 

Качество освещения любых помещений должно оцениваться комплексно, во взаимодействии системы требований и факторов освещённости. 

Как правило, искусственное освещение делится на общее и местное, и расчёт этих систем делается раздельно. 

При установке светильников в целях обеспечения оптимального освещения необходимо соблюдать следующие правила: 

· прямые световые лучи не должны попадать в глаз под углом меньше 30 гр. к горизонту; 

  • угол падения не должен способствовать возникновению слепящих отраженных лучей;
  •  тень от человека не должна закрывать его рабочую зону. 

Один из наиболее вредных дефектов освещения – блёскость. Под блёскостью понимается специфическое свойство ярко освещённой поверхности вызывать ослепление наблюдателя. Цвет света, спектральный состав светового потока, если пользоваться научной терминологией, существенно влияет на вид освещённого предмета. Это влияние, выражается в зависимости цвета предмета от спектра излучения источника, характеризуется понятием цветопередачи. Оценить цветопередачу конкретного источника света можно, сравнив её с цветопередачей эталонного источника.

 

Проект освещения

При создании проекта торгового зала, формальный подход к вопросу освещения часто приводит к ряду проблем. После размещения товара в торговом зале, становится  очевидным, что одного общего освещения недостаточно, ряды товара сливаются в одну тёмную, невыразительную массу. Возникает необходимость в дополнительном освещении, которое теперь надо выбирать с учётом уже установленных светильников. Приходится устанавливать дополнительное оборудование в электрощиты, прокладывать  кабельные трассы и всё это в работающем торговом зале. 

Эти проблемы легко решаются на начальной стадии создания проекта. В зависимости от функционального назначения пространства, согласно техническим нормативам и требованиям, предусмотрен разный уровень освещенности; тип и расположение освещаемых объектов определяет внешний вид светильников и оптимальную мощность источников света. 

Освещенность магазина должна соответствовать нормам – не менее 300-500 люксов (лк) в торговом зале, а в витринах до 1000 и более. 

Несмотря на многообразие, системы освещения принято подразделять на следующие подсистемы: 

- Общее освещение – для обеспечения видимости и задания стиля всего помещения. 

- Акцентирующее освещение – для выделения товара из общей массы, а также привлечения внимания к определенным деталям данного товара. 

Общего освещения должно быть достаточно для того, чтобы, выбирая товар и совершая покупки, посетитель не испытывал неудобств. Это является приоритетом для большинства магазинов. При слишком малой освещенности зрение покупателя будет постоянно напряжено, отчего может появиться чувство дискомфорта. Сегодня в качестве среднего уровня освещенности специалисты рекомендуют выбирать 500-1000лк на высоте 1 м от пола. При этом желательно следить за равномерностью освещения — в поле зрения человека не должно быть больших перепадов яркости и затенений. 

Обязательно должны учитываться качественные характеристики света — его цветопередача и цветность. Цветопередача — способность света правильно передавать цвета — по возможности должна быть высокой (больше 90). Особенно строгие требования к этому параметру должны предъявляться в магазинах, продающих товары, цветовые нюансы которых имеют принципиальное значение, — это косметика, ткани и т.д. Использование здесь источников с низкой цветопередачей может привести к снижению популярности у покупателей: при дневном свете цвет товара будет отличаться от того, который был выбран, и покупатель может быть разочарован. Важно следить и за цветовой температурой света, определяющей его цветность. Цветностью света можно влиять на восприятие товаров. Теплый желтоватый свет (цветовая температура ниже 3 200 К) расслабляет, создает спокойную атмосферу, а холодный свет (больше 3 500 К) оказывает стимулирующее воздействие. Освещение теплых тонов найдет себе применение в магазинах одежды, в гастрономах (например, в хлебном отделе). Холодным светом можно осветить товары, в которых есть элементы из металла или стекла. 

Хотя выбор ламп, которыми будет освещаться магазин, во многом зависит от качественных характеристик даваемого ими света, нельзя сбрасывать со счетов их стоимость и энергоэффективность. 

В небольших магазинах, где суммарная стоимость световой установки значительно ниже, владелец может себе позволить более дорогие источники света. Общее освещение можно обеспечить с помощью металлогалогенных ламп. Их основное достоинство — большой световой поток. Они также обладают хорошей цветопередачей (в среднем Ra>90) и широким диапазоном цветовых температур. 

При проектировании освещения магазина нужно помнить и о «подводных камнях». Например, в спектре металлогалогенных и галогенных ламп есть небольшая доля губительного для органических веществ ультрафиолетового излучения. Под воздействием света этих ламп товары могут выгорать, блекнуть. Поэтому в магазинах, продающих одежду, ткани, предметы искусства и просто дорогие вещи, на светильники с такими лампами следует устанавливать фильтры, блокирующие ультрафиолет. 

Акцентирующее освещение привлекает внимание покупателей к определенным товарам. Например, образцы новой коллекции белья или одежды, расположенные в центральной части магазина, могут освещаться более интенсивно. Оно достигается с использованием прожекторов или специальных ламп с зеркальным отражателем и требует регулярной подстройки направления освещения. В связи с частой сменой экспозиций товаров в торговом зале применяют прожекторы, установленные на стандартные токопроводящие шины. Такая модель будет особенно удобна в магазинах со свободной планировкой, где можно перемещать прилавки и стенды. Перемена обстановки не потребует замены светильников — достаточно будет повернуть их в нужную сторону, и прилавок вновь будет освещен. Используя трековую систему, можно повышать освещенность в зонах проведения рекламных акций. 

Для создания акцентирующей подсветки товаров и прилавков подойдут миниатюрные галогенные лампы. Эти источники света отличаются         практически стопроцентной цветопередачей. Свет галогенных ламп может быть разной цветности — от теплого до холодного. Существуют модели галогенных лампочек с отражателем. Такой источник создает направленный пучок света и часто используется в тех случаях, когда нужно сделать «тонкий» акцент — выделить какой-то небольшой предмет. Все чаще используется подсветка оптоволоконными светильниками. От одного небольшого генератора, который можно разместить в подсобном помещении, отходит несколько десятков оптических проводов. На окончание каждого световода можно установить различные насадки, позволяющие регулировать интенсивность и ширину пучка. Таким образом, каждое  изделие может получить индивидуальную подсветку. При этом самих светильников посетитель видеть не будет: тонкое оптоволокно можно легко скрыть, например, в прилавке. Для акцентирующей подсветки ювелирных изделий, оформления прилавков и торгового зала можно использовать и компактные светодиоды. 

Гибкий и эффективный инструмент для подсветки — системы освещения с возможностью диммирования. С их помощью можно в нужный момент повышать или понижать освещенность в разных частях магазина, акцентируя внимание посетителей на разных группах товаров. Диммировать можно галогенные и трубчатые люминесцентные лампы. 

Важно позаботиться и о комфорте покупателей, для которых необходимо обеспечить отсутствие слепимости — т.е. попадания в глаза прямых или отраженных от глянцевой поверхности лучей. Прямой свет низко расположенного светильника, не оснащенного дополнительной насадкой (рассеивателем, блендой или решеткой), может стать серьезной помехой для человека, пришедшего за покупками. Желательно также следить и за отсутствием слишком ярких бликов на зеркальных или стеклянных поверхностях — это особенно актуально в автосалонах или магазинах, торгующих посудой. Металлогалогенные источники при работе сильно нагреваются, повышая и температуру внутри помещения. Это опасно для товаров, не переносящих высоких температур. Кроме того, нередки ситуации, когда персонал магазина, не выдерживая постоянной тепловой нагрузки, самостоятельно отключает часть светильников, ломая тем самым световую концепцию магазина. 

Витрина – визитная карточка магазина. Задача витрины – привлечь внимание, создать хорошее впечатление у потенциального покупателя. Для       достижения этой цели оптимально использование металлогалогенных светильников. 

В примерочных свет не должен искажать цвет ткани, фактуру, а также цвет кожи. Цветопередача должна быть максимально приближена к натуральной. Свет должен быть рассеянным, без теней и бликов. Правильное освещение способствует тому, чтобы покупатель понравился себе в новой одежде и принял решение о покупке. Для освещения примерочных рекомендуется применение ламп с повышенной цветопередачей. 

Цель специалиста, проектирующего освещение, — выработать с заказчиком совместную концепцию и грамотно ее реализовать, что позволит не только создать комфортную обстановку в магазине, но и стимулировать рост продаж.

Для создания проекта освещения необходимо произвести следующие действия.

1) Выработать общую концепцию

2) Изучить план расстановки оборудования

3) Выбрать светильники общего освещения

4) Выбрать светильники акцентирующего освещения

5) Рассчитать освещённость 

6) Определить места расположения светильников 

Следующий этап разрабатываемого проекта - общее освещение. Необходимо определить параметры  светильников общего освещения: 

1) возможность встраивания в подвесной потолок;

2) отсутствие  слепящего эффекта; 

3) хорошая цветопередача;

4) экономичность.